Главная » Статьи » Схемы » Электроника за рулём |
Речевой информатор на базе телефонного автоответчика
Предлагаемое устройство предназначено для воспроизведения различных голосовых сообщений, заранее записанных на телефонный автоответчик. Оно способно работать и в стационарных условиях, и в автомобиле. Благодаря использованию готового автономного цифрового телефонного автоответчика "Panasonic" KX-TM100B речевой информатор сравнительно несложен и может быть собран радиолюбителем средней квалификации. В отличие от описанного в [1], он не требует применения компьютера и навыков программирования, специализированных микросхем (например, серии ISD1400), которые не всегда бывают доступны. Автоответчик может сохранять информацию неограниченно долго. Длительность одного сообщения ограничена тремя минутами. Суммарное время всех сообщений — около 15 мин. Максимальное число сообщений, которые пряжение, формируемое соответствующим датчиком автомобиля и, как правило, близкое к напряжению бортовой сети. При наличии напряжения питания светодиод HL2 сигнализирует о готовности аппарата к работе. Работу входного узла проследим по первой ячейке. На аноде фотодинистора оптрона U1 (и остальных ячеек) входного узла присутствует напряжение 12 В, поступающее с выхода (выв. 3) таймера DA3. При срабатывании датчика, подключенного к входу 1, через цепь конденсатор С1 — излучающий диод оптрона U1 — резистор R2 протекает им-пульс зарядного тока конденсатора. ИК импульс излучающего диода переводит фотодинистор оптрона в проводящее состояние. Через открывшийся фотодинистор оптрона начинает протекать ток, ограниченный резистором R3. Перепад напряжения, пройдя диод VD2 и конденсатор С17, переключает триггер DD6.1 в единичное состояние. При подаче напряжения питания триггер DD6.1 всегда устанавливается в исходное — нулевое состояние, поскольку на его входе R появляется высокий уровень с выхода элемента DD5.3, на нижнем по схеме входе которого присутствует низкий уровень. Рис.1 могут быть записаны в автоответчик, — 64, но в качестве разумного компромисса число рабочих каналов устройства (один канал — одно сообщение) было выбрано равным шестнадцати. Для большинства практических случаев этого вполне достаточно. Но при необходимости число каналов можно увеличивать простым добавлением соответствующих элементов. Принципиальная схема информатора, рассчитанного на применение в автомобиле, показана на рис. 1. Входной узел информатора состоит из шестнадцати одинаковых по схеме ячеек. Каждая ячейка вступает в работу, как только на ее входе появляется на- Выходной высокий уровень триггера разрешает работу генератора, собранного на таймере DA1 по типовой схеме. Генератор формирует пачку прямоугольных импульсов, число которых равно номеру ячейки. Отсчет номера можно контролировать по миганию светодиода HL3. Соответствующее число раз срабатывает реле К1. Импульсы с выхода генератора подсчитывает линейка счетчиков DD7, DD8, причем DD7 учитывает импульсы с первого по восьмой (D08 в это время закрыт по входу СР). Девятый импульс останавливает счетчик DD7 и разрешает работу счетчика 0D8. В рассматриваемом случае после учета уже первого импульса сигнал с выхода 1 счетчика DD7 переключает элемент DD1.2 и на выходе элемента DD5.3 возникает импульс высокого уровня. В результате триггер DD6.1 переключается в исходное состояние по входу R и останавливает генератор DA1. Одновременно обнуляются по входу R счетчики DD7 и DD8. Таким образом, число учтенных импульсов соответствует номеру входной ячейки, т. е. срабатыванию того датчика, который к ней подключен. В рассматриваемом случае контакты К 1.1 сформируют для автоответчика один импульс. Импульс, переключающий триггер по входу R, ввиду своей малой длительности (около 150 нc), не проходит через цепь C20R57R58R60C22 на входы S и R таймера DA2. Роль этого таймера — сформировать два импульса для остановки автоответчика в конце сообщения и перехода устройства в режим ожидания срабатывания следующей ячейки. За время воспроизведения сообщения конденсатор С20 успевает разрядиться через выходную цепь элемента DD5.3 (он в состоянии низкого уровня), диод VD36 и резистор R57. В конце каждого сообщения автоответчика записаны три тональных сигнала частотой 500 Гц. Он их записывает автоматически, причем иногда больше трех; в этом случае при контролировании записи лишние гудки отсекают нажатием на кнопку "Стоп" автоответчика. К динамической головке автоответчика через контакты 5 и 6 разъема Х1 подключен двойной активный Т-фильтр, собранный на транзисторе VT2 и элементах R64—R67, С23—С25 [2] и настроенный на частоту 500 Гц. Поэтому первый же тональный сигнал вызывает срабатывание реле К4 и включение светодиода HL4. Контакты К4.1 переключают таймер DA3, при этом снимается напряжение с фото-динисторов оптронов во всех входных ячейках, выключается светодиод HL2. В случае, когда необходимо неоднократное повторение сообщения, его нужно записать требуемое число раз и, если нужно, с паузами. Рис. 2 Реле К4 срабатывает однократно, если не от первого сигнала, то от второго. После того как реле К4 отпустит якорь, на выходе (вывод 3) таймера DA3 снова появится напряжение и включится светодиод HL2, но если к этому моменту причина срабатывания датчика ячейки 1 будет устранена, оптрон U1 останется закрытым. Следует отметить, что динамическая головка автоответчика не имеет соединения с общим проводом информатора. Поэтому при питании информатора и автоответчика от одного источника (бортовой сети автомобиля) контакты 5 и 6 разъема Х1 придется подключать к головке автоответчика через разделительный трансформатор. Его можно изготовить за несколько минут из любого трансформатора от старого транзисторного портативного радиоприемника. Подходит магнитопро-вод Ш3х6 или близкий к нему. Обе обмотки одинаковы; их наматывают одновременно - два провода ПЭВ-2 (или ПЭТВ-2) 0,125 до заполнения каркаса. Устанавливают трансформатор в автоответчике, вблизи динамической головки. После закрывания оптрона U1 на нижнем по схеме входе элемента DD5.3 появится низкий уровень, а на выходе — высокий, начнется зарядка конденсатора С20. За время его зарядки таймер DA2 должен сформировать не менее двух импульсов, вызывающих срабатывание реле КЗ. Контакты К3.1 включены параллельно контактам кнопки "Стоп" автоответчика. По первому импульсу автоответчик останавливается, а по второму — возвращается в исходное состояние "Готовность". Остальные импульсы (если они появятся) никакого действия не оказывают. Конденсатор С1 во входной ячейке информатора исключает блокирование одного сигнала другим. Резистор R1 разряжает конденсатор, подготавливая ячейку к новому срабатыванию. Светодиод HL1 сигнализирует о срабатывании одного из датчиков и о воспроизведении соответствующего сообщения. Этот светодиод и резистор R59 используют только при налаживании аппарата, поэтому места для их установки на печатной плате не предусмотрены. Узел на транзисторе VT1, нагруженном реле К2, предназначен для подключения дополнительного устройства — усилителя или микромощного передатчика, такого, например, как в [3]. Вместо "Panasonic" КХ-ТМ100В в информаторе можно использовать и другие автоответчики с энергонезависимой долговременной памятью. Логика работы информатора показывает, что от момента прихода сигнала на тот или иной вход до запуска автоответчика проходит некоторое время, и оно тем больше, чем больше номер входа. Автоответчику тоже требуется определенное время на поиск соответствующего сообщения. И хотя наибольшая суммарная задержка исчисляется секундами, разумнее датчики, фиксирующие наиболее значимые отклонения от нормы, подключать к входам с меньшими номерами. Для электронного блока подойдут любые кремниевые маломощные транзисторы со статическим коэффициентом передачи тока базы 100...200. Использование светодиодов не обязательно, но они удобны для налаживания информатора и контроля его работы. Светодиоды могут быть любыми с номинальным током около 10 мА. Диоды подходят любые из серий КД521, КД522, КД102, КД103. В Т-фильтре необходимо использовать слюдяные, пленочные или бумажные конденсаторы с допуском не хуже 5 %. Емкость конденсаторов С23, С24 должна быть ровно в два раза меньше, чем С25. Остальные конденсаторы могут быть любыми указанной на схеме емкости. Подстроенные резисторы — СПЗ-38б. Как показывает практика, в информаторе более устойчиво работают оп-троны АОУ103 (с любым буквенным индексом), но они дороже, чем АОУ115А. Реле К1, КЗ и К4 — герконовые, РГК15, исполнение Бг4.569.003-01. Реле К2 — РЭС49, исполнение РС4.569.421-02 или РС4.569.421-08. Все детали электронного блока смонтированы на плате из фольгиро-ванного с обеих сторон стеклотекстоли- Рис. 3 его пользованию. Однако качество звучания сообщений будет выше, если запись вести с выхода усилителя с динамическим микрофоном. При этом автоответчик переводят в режим "Запись телефонного разговора". В начале записывают наименее важное сообщение, после чего кладут трубку и контролируют прохождение тональных гудков. После двух или трех гудков нажимают на кнопку "Стоп". Далее таким же образом записывают следующее сообщение. При прослушивании записи последнее сообщение будет воспроизведено первым, за ним — предпоследнее и так далее до начального. та толщиной 1,5 мм. Чертеж платы показан на рис. 2. Конденсаторы С28, С29 припаяны к двум фольговым площадкам без сквозных отверстий. Со стороны деталей на плате сформированы лишь некоторые печатные проводники питания микросхем. Если ЭТИ проводники заменить проволочными перемычками, для платы подойдет стеклотекстолит, фольгирован-ный только с одной стороны, и технологически процесс изготовления платы станет более простым. блок соединен с автоответчиком шести-проводным кабелем со штыревой частью разъема РШ2Н-1-17 на конце. Ответная гнездовая часть установлена на боковой панели автоответчика в наиболее широком ее месте. Схема соединений контактов разъема с цепями автоответчика показана на рис. 3. Следует напомнить, что автоответчик рассчитан на напряжение питания 9 В. Поэтому на автомобиле его необходимо питать через дополнительный стабилизатор с фильтром подобно тому, как описано в [1]. Для записи сообщений можно воспользоваться телефоном, подключив автоответчик в соответствии с инструкцией по Длительность сообщений может быть различной, вплоть до 3 мин, но суммарное (вместе с гудками) время не должно превышать 15 мин. Повторяющиеся сообщения записывают через паузы требуемое число раз. Двойной Т-фильтр настраивают на частоту 500 Гц с помощью звукового генератора. На контакты 5 и 6 разъема Х1 подают синусоидальное напряжение 50... 100 мВ и наблюдают за свечением светодиода HLA Сначала движок резистора R62 устанавливают в положение, при котором светодиод светит очень слабо. Вращая ручку резистора R65, добиваются максимальной яркости свечения. Еще раз резистором R62 уменьшают яркость и снова резистором R65 доводят ее до максимума. Теперь, изменяя частоту генератора в большую и меньшую от 500 Гц стороны, убеждаются, что светодиод в обоих случаях резко гаснет. Работу таймеров проверяют до припайки верхнего по схеме вывода резисторов R53, R55 подачей на эти выводы напряжения питания. Таймер DA3 должен переключиться примерно через 30 с, a DA1 и DA2 — генерировать прямоугольные импульсы частотой 2...3 Гц. Целесообразно перед монтажом на плату проверить все диоды, особенно серий КД521, КД522 — среди них часто встречаются экземпляры о полярностью, обратной указанной. Цифровая часть информатора при исправных деталях обычно проблем не вызывает. После установки всех деталей проверяют работоспособность входного узла. При подаче на входы ячеек напряжения 12 В должен переключаться триггер DD6.1 и начинаться отсчет соответствующего числа импульсов, хорошо слышный по щелчкам реле К1. Необходимо убедиться, что число щелчков соответствует номеру ячейки. Отключение напряжения со входа ячейки должно приводить к переключению триггера в исходное состояние, а реле КЗ — выполнить несколько (но не менее двух) срабатываний и отпусканий якоря. Если во всех ячейках оптроны четко выключаются без диода VD33, этот диод лучше замкнуть проволочной перемычкой. Оптроны во всех входных ячейках или только в некоторых из них можно заменить двенадцативольтными герко-новыми реле РПГ-2-2202УЗ или РГК15. Схема их включения показана на рис. 4. Однако такая замена, во-первых, потребует коррекции проводников платы. Во-вторых, ячейка с реле вместо оптрона может работать совместно только с теми датчиками автомобиля, у которых один из выводов соединен с корпусом. Резистором R62 устанавливают такой уровень входного сигнала, чтобы никакое голосовое сообщение не вызывало срабатывания реле К4. Возможно, для того, чтобы этого добиться, придется сделать сначала несколько пробных .записей. Кнопки автоответчика следует защитить от случайных нажатий, прикрыв подходящей планкой. Это поможет избежать непредвиденного стирания записанных сообщений. Аккуратно отрегулированный речевой информатор исключает возможность воспроизведения ошибочного сообщения. ЛИТЕРАТУРА 1. Гордеев А. Автомобильный речевой информатор. — Радио, 2003, № 5, с. 37; № 6, с. 41, 42; № 8, С. 48, 49; № 9, с.43-45 2. T-мост в усилителе НЧ. — Радио, 1970, № 2, с. 60. 3. Беспроводный звукосниматель. — Радио, 1971, № 11, с. 60. | |
Просмотров: 3295 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |